ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИДПО

Кафедра психотерапии с курсом ИДПО

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ______________В.Н. Павлов

«____»_________________2021г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психиатрия, медицинская психология»

 

 

 

 

 

 

Направление подготовки Педиатрия, 31.05.02

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП 6 лет

 

 

Курс IV

Контактная работа: 96 часов

Семестр VIII

Лекции: 18 часов

Экзамен – 36 часов

Семинарские и практические занятия: 78 часа

Всего: 180 час. / 5 ЗЕ

Самостоятельная внеаудиторная работа: 48 часов

 

 

 

 

Уфа, 2021


При разработке рабочей программы учебной дисциплины Психиатрия, медицинская психология в основу положены:

ФГОС ВО (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 12.08.2020 года №965;

Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 марта 2017 г. № 306н;

Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России от «21» мая 2021 года №6.

 

Рабочая программа учебной дисциплины Психиатрия, медицинская психология одобрена на заседании кафедры психотерапии с курсом ИДПО от «27» мая 2021 года №10 и заседании кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИДПО от «27» мая 2021 года №10.

Зав.кафедрой психотерапии с курсом ИДПО ___________ И.Ф. Тимербулатов

Зав.кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ИДПО ____________ В.Л. Юлдашев

 

Рабочая программа дисциплины Психиатрия, медицинская психология одобрена Учебно-методическим советом педиатрического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России от «30» 06 2021 года № 11.

Председатель Ученого совета педиатрического факультета, декан педиатрического факультета, д.м.н., профессор кафедры хирургических болезней ________ И.Ф. Суфияров

 

Разработчики:

Заведующий кафедрой

психотерапии с курсом ИДПО БГМУ,

д.м.н., профессор И.Ф. Тимербулатов

 

Ассистент кафедры

психотерапии с курсом ИДПО БГМУ Е.М. Евтушенко

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой психотерапии и наркологии КГМА ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России д.м.н, профессор Карпов А.М

 

Заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии ФДПО ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.В. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н. профессор Петров Д.С.

 

 

 

 

 

 

 

содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Психиатрия, МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

№ п\п

Наименование

Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Вводная часть

5

3

Основная часть

14

3.1

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

14

3.2

Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

15

3.3

Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

17

3.4

Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

18

3.5

Название тем семинарских/практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

19

3.6

Самостоятельная работа обучающегося

19

3.7

Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины

20

3.8

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

24

3.9

Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

25

3.10

Образовательные технологии

26

3.11

Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

26

4

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

26

5

Протоколы утверждения

27

6

Рецензии

28

7

Лист актуализации

 

 


  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения основ психиатрии связана с необходимостью получения знаний в этой области медицины врачами самых различных специальностей, так как подавляющее число больных первоначально обращаются за помощью не к психиатру.

Настоящая программа составлена для студентов педиатрического факультета и основной целью ее является обучение будущих врачей основам раннего выявления, диагностики, лечения и профилактики психических и поведенческих расстройств взрослых и детей.

В содержание программы входят следующие разделы: медицинская психология, пропедевтика психиатрии, общая психиатрия, частная психиатрия, лечение психически больных, организация психиатрической помощи детям. Существенная доля учебных часов посвящена общей психопатологии, изучающей основные симптомы и синдромы психических расстройств, знание которых позволяет правильно установить диагноз психического заболевания. В разделе «Частная психиатрия» студенты изучают наиболее часто встречающиеся психические расстройства взрослых и детей, зависимости от психоактивных веществ, нарушения развития. Большое место в программе занимают вопросы пограничной психиатрии: неврозы, психосоматические заболевания, расстройства личности. Особое внимание уделяется вопросам терапии психических расстройств – психофармакотерапии и психотерапии взрослых и детей. Подробно изучаются психотропные препараты, показания, противопоказания, побочные эффекты. Значительное внимание в программе уделяется вопросам профилактики психических заболеваний, что очень важно в связи со значительным ростом количества психически больных.

Дисциплина изучается на 4 курсе обучения. Аудиторные занятия включают лекционный курс, практические и семинарские занятия. Основное учебное время выделяется на практические занятия. Лекционный курс предполагает освещение основных теоретических и наиболее сложных тем программы. На практических занятиях в клинике студенты под руководством преподавателя осваивают навыки установления контакта, обследования психических больных, выявления психической патологии, учатся постановки диагноза и назначения адекватного лечения. Часть тем программы изучается обучающимися самостоятельно.

При изучении учебной дисциплины необходимо использовать знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, а также сформировать общекультурные и профессиональные компетенции и освоить практические умения.

Данная рабочая программа включает: цель и задачи освоения учебной дисциплины, её место в структуре ООП университета, требования к результатам её освоения, объем дисциплины и виды учебной работы, оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины, её учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение, образовательные технологии. В рабочей программе представлены разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами, а также методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

 

 

  • ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
  • Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины Психиатрия, медицинская психология состоит в овладении знаниями в области этиологии, патогенеза основных психопатологических состояний, клиники и терапии психических и поведенческих расстройств взрослых и детей, освоении навыков первичной их диагностики для их своевременного обнаружения и направления больного к специалисту, освоения навыков оказания неотложной психиатрической помощи, фармакологической и психолого-психотерапевтической коррекции психических нарушений в условиях общей медицинской практики.

  •  
  • При этом задачами дисциплины являются
  • приобретение обучающимися знаний в области психиатрии и медицинской психологии;
  • обучение важнейшим методам диагностики клинических проявлений основных психопатологических симптомов и синдромов, позволяющим проводить диагностику психических и поведенческих расстройств;
  • обучение выбору оптимальных методов обследования психических заболеваний и составлению алгоритма дифференциальной диагностики;
  • обучение умению выделить ведущие признаки, симптомы, синдромы и т.д.,
  • обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при психических расстройствах с учетом возрастных особенностей;
  • обучение оказанию психически больным первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний и определению показаний для госпитализации;
  • обучение принципам лечения основных нозологических форм психических расстройств;
  • обучение проведению диспансерного наблюдения и реабилитации пациентов в период после выписки из психиатрического стационара.
  • обучение оформлению медицинской документации (медицинской карты стационарного или амбулаторного больного, статистического талона и т.д.);
  • ознакомление обучающегося с принципами организации и работы медицинской организации психиатрического профиля;
  • формирование у обучающихся навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
  • ознакомление обучающихся с принципами организации и работы подразделений психиатрических больниц, с организацией ведения больных и делопроизводства в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений;
  • формирование у обучающихся навыков деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимых для обслуживания пациентов с психическими заболеваниями и расстройствами поведения;

 

2.2 Место учебной дисциплины «Психиатрия, медицинская психология» в структуре ООП специальности Лечебное дело.

2.2.1 Учебная дисциплина «Психиатрия, медицинская психология» относится к блоку обязательных дисциплин.

 

Для изучения данной учебной дисциплины обучающийся должен по предшествующей учебной дисциплине:

Анатомия

Знать:

анатомическое строение нервной, сосудистой и мышечной систем человека.

Владеть:

навыками определить и макроскопически верифицировать органы и ткани.

Уметь:

сопоставить развитие, строение и функцию органов и систем; обрисовать топографические контуры основных сосудистых и нервных стволов.

 

Патологическая анатомия.

Знать:

понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципов классификации болезней;

патологию головного мозга при черепно-мозговых травмах, мозговых энцефалитах, опухолях, токсических, сосудистых поражениях.

Владеть:

навыками сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней, поражающих нервную систему;

навыками интерпретировать данные патологоанатомических исследований.

Уметь:

  • верифицировать структурные основы болезней и патологических процессов, определять причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.

использовать знания по патологической анатомии головного мозга при энцефалитах, менингитах, сифилисе мозга, токсических и сосудистых поражениях.

 

Нормальная физиология

Знать:

анатомо-физиологические, половозрастные особенности строения и развития здорового и больного организма;

понятия об условных и безусловных рефлексах, общих закономерностях деятельности мозга.

Владеть:

навыками интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии органов и систем.

Уметь:

давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур.

Патологическая физиология:

Знать:

понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципов классификации болезней, основные понятия общей нозологии.

Владеть:

навыками определять нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы, патологию рефлексов, функций анализаторов.

Уметь:

выявлять функциональные основы болезней и патологических процессов, определять причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем; анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине;

обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.

 

Биохимия.

Знать:

  • биохимию нейромедиаторных систем.

Владеть:

  • навыками оценить результаты основных биохимических лабораторных исследований.

Уметь:

использовать знания по нейробиохимии при алкоголизме, наркомании, биохимии нейромедиаторов, использовать знания по основным формам врожденной патологии ферментного обмена (фенилпировиноградная олигофрения, фруктозурия, сукрозурия, галантоземия и др.)

 

Философия.

Знать:

  • методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания.

Владеть:

  • основами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Уметь:

  • высказать самостоятельную точку зрения, анализировать, применять принципы публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.
  •  

Фармакология

Знать:

классификации и основные характеристики лекарственных средств, их фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты.

Владеть:

навыками применения лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний.

Уметь:

анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для консервативного лечения.

 

Неврология, медицинская генетика.

Знать:

  • этиологию, патогенез, клинику наиболее часто встречающихся неврологических и генетических заболеваний; современную классификацию заболеваний;
  • методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного неврологического и генетического профилей, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;

Владеть:

  • навыками исследования неврологического статуса, интерпретации результатов лабораторных анализов, исследований глазного дна, ликвора, ЭЭГ, РЭГ при неврологических заболеваниях.

 

Уметь:

применять знания клиники неврологических и генетических заболеваний при различных психических расстройствах и расстройствах поведения.

 

Пропедевтика внутренних болезней.

Знать:

основные соматические заболевания (сердечно-сосудистые, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, основных эндокринных расстройств, функциональных кардиопатий), их связь с эмоциональным стрессом.

Владеть:

навыками физикального исследования соматического состояние, интерпретировать данные клинических и лабораторных исследований.

Уметь:

проводить опрос пациента, собирать анамнез.

Сформировать компетенции предшествующей учебной дисциплине Внутренние болезни.

готовность к сбору и анализу жалоб пациента, его анамнеза, к проведению объективого обследования, лабораторных, инструментальных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).

 

Педиатрия

Знать:

основные заболевания, характерные для детского возраста, критические периоды детского возраста.

Владеть:

навыками физикального исследования детей и подростков, интерпретировать данные клинических и лабораторных исследований.

Уметь:

проводить опрос пациента, собирать анамнез.

Сформировать компетенции предшествующей учебной дисциплине Педиатрия.

готовность к сбору и анализу жалоб пациента, его анамнеза, к проведению объективого обследования, лабораторных, инструментальных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания детей и подростков (ПК-5).

 

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения.

Знать:

  • Законодательство в сфере охраны здоровья;
  • Виды, формы и условия оказания медицинской помощи в Российской Федерации и Республике Башкортостан, организацию работы поликлиник, стационаров, скорой и неотложной помощи населению в современных условиях, показатели их деятельности;
  • Методы медицинской статистики;
  • Принципы организации программ профилактики, диспансеризации населения.

Владеть:

  • Методикой заполнения медицинской учетной и отчетной документации медицинской организации;
  • Методикой расчета основных показателей здоровья населения и деятельности медицинских организаций;
  • Принципами работы с МКБ-10;

Уметь:

  • Оформить медицинскую документацию, предусмотренную нормативными документами;
  • Использовать информацию о здоровье взрослого и детского населения в деятельности медицинских организаций;
  • Анализировать информацию о состоянии здоровья населения;
  • Проводить анализ основных показателей деятельности медицинской организации.

Гигиена.

Знать:

  • промышленные отравления (свинец, ртуть, марганец, метиловый спирт, гербициды и др.), ионизирующая радиация.

Владеть:

  • навыками интерпретировать данные по промышленным отравлениям (свинец, ТЭС, антифриз, марганец, метиловый спирт, гербициды), по вибрационной болезни.

Уметь:

  • применять знания по промышленным отравлениям (свинец, ТЭС, антифриз, марганец, метиловый спирт, гербициды), вибрационной болезни.

 

2.3 Требования к результатам освоения дисциплины.

2.3.1.Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

диагностическая,

лечебная,

реабилитационная;

профилактическая.

 

 

 

 

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:

 

п\п

Номер/ индекс ком­петенции с содержа­нием компетенции (или ее части) / трудовой функ­ции

 

Номер инди­катора ком­петенции с содержанием (или ее части)

Индекс трудовой функции и ее со­держание

Перечень прак­тических навы­ков по овладе­нию компетен­цией

Оценочные средства

1

ОПК-4. Способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациента с целью установления диагноза

ОПК 4.1 Знает: методику сбора анамнеза жизни и заболеваний, жалоб у детей и взрослых (их законных представителей);

методику осмотра и физикального обследования;

клиническую картину, методы диагностики наиболее распространенных заболеваний;

методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов; международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ); состояния, требующие оказания медицинской помощи в неотложной форме

 

ОПК-4.2 Умеет: осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей и взрослых (их законных представителей), выявлять факторы риска и причин развития заболеваний; применять методы осмотра и физикального обследования детей и взрослых; интерпретировать результаты осмотра и физикального обследования детей и взрослых; диагностировать у детей и взрослых наиболее распространенную патологию;

формулировать предварительный диагноз, составлять план проведения лабораторных, инструментальных и дополнительных исследований у детей и взрослых в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи;

интерпретировать и анализировать результаты консультаций врачами-специалистами детей и взрослых; интерпретировать и анализировать результаты основных (клинических) и дополнительных (лабораторных, инструментальных) методов обследования; проводить дифференциальную диагностику заболеваний у детей и взрослых;

выявлять клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме

 

ОПК-4.3 Имеет практический опыт: сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей и взрослых, (их законных представителей), выявления факторов риска и причин развития заболеваний; осмотра и физикального обследование детей, взрослых и их законных представителей;

диагностики наиболее распространенных заболеваний у детей и взрослых;

формулирования предварительного диагноза, составления плана проведения инструментальных, лабораторных, дополнительных исследований, консультаций врачей-специалистов;

направления пациентов на инструментальные, лабораторные, дополнительные исследования, консультации врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи;

интерпретации данных дополнительных (лабораторных и инструментальных) обследований пациентов;

постановки предварительного диагноза в соответствии с международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ); проведения дифференциальной диагностики заболеваний; распознавания состояний, возникающих при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента и требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме

 

Понятия оценки основных морфофункциональных данных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека при решении профессиональных задач.

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

2

ОПК-7. Способен назначать лечение и осуществлять контроль его эффективности и безопасности

ОПК-7.1 Знает: методы медикаментозного и немедикаментозного лечения, медицинские показания к применению медицинских изделий при наиболее распространенных заболеваниях;

группы лекарственных препаратов, применяемых для оказания медицинской помощи при лечении наиболее распространенных заболеваний;

механизм их действия, медицинские показания и противопоказания к назначению;

совместимость, возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные; особенности оказания медицинской помощи в неотложных формах.

 

ОПК-7.2 Умеет: разрабатывать план лечения детей и взрослых с наиболее распространенными заболеваниями в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи; предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе непредвиденные, возникшие в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов и(или) медицинских изделий, немедикаментозного лечения.

 

ОПК-7.3 Имеет практический опыт: разработки плана лечения детей и взрослых с наиболее распространенными заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи; оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме пациентам с наиболее распространенными заболеваниями, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи; подбора и назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий с наиболее распространенными заболеваниями для лечения наиболее распространенных заболеваний у детей и взрослых в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи; оценки эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и немедикаментозного лечения у детей и взрослых с наиболее распространенными заболеваниями; подбора и назначение немедикаментозного лечения детям и взрослым с наиболее распространенными заболеваниями в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи; профилактики и лечения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе непредвиденных, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий, немедикаментозного лечения; оказания медицинской помощи детям и взрослым при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента в неотложной форме; применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в неотложной форме.

 

Применение лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач.

 

 

 

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

3

ПК-1 Способность и готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях оценки состояния и установления факта наличия или отсутствия заболевания, в том числе с использованием цифровых технологий

Способен и готов:

ПК-1.1 устанавливать контакт с ребенком, родителями (законными представителями) и лицами, осуществляющими уход за ребенком

 

ПК-1.2 составлять генеалогическое дерево в пределах трех поколений родственников начиная с больного ребенка

 

ПК-1.3 получать информацию о наличии наследственных и хронических заболеваний у ближайших родственников и лиц, осуществляющих уход за ребенком, в том числе с использованием ИКТ

 

ПК-1.4 получать информацию о возрасте родителей и их вредных привычках (табакокурение, прием алкоголя, психоактивных веществ) в момент рождения ребенка, о профессиональных вредностях, жилищных условиях, неблагоприятных социально-гигиенических факторах, воздействующих на ребенка, в том числе с использованием ИКТ

 

ПК-1.5 получать информацию об анамнезе жизни ребенка, в том числе от какой беременности и какой по счету ребенок, об исходах предыдущих беременностей, о течении настоящей беременности и родов, состоянии ребенка при рождении и в период новорожденности, о продолжительности естественного, смешанного и искусственного вскармливания, в том числе с использованием ИКТ

 

ПК-1.7 получать информацию о жалобах, сроках начала заболевания, сроках первого и повторного обращения, проведенной терапии, в том числе с использованием ИКТ

 

ПК-1.8 оценивать состояние и самочувствие ребенка, осматривать и оценивать кожные покровы, выраженность подкожно-жировой клетчатки, ногти, волосы, видимые слизистые, лимфатические узлы, органы и системы организма ребенка, с использованием телемедицинских технологий

ПК-1.10 оценивать соответствие паспортному возрасту физического и психомоторного развития детей

 

ПК-1.11 оценивать клиническую картину острых и хронических болезней и состояний, требующих оказания медико-санитарной помощи детям

 

ПК-1.13 оценивать клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания неотложной помощи детям

 

ПК-1.17 интерпретировать результаты лабораторного обследования детей по возрастно-половым группам

 

ПК-1.19 интерпретировать результаты инструментального обследования детей по возрастно-половым группам

А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза

Получение данных о родителях, ближайших родственниках и лицах, осуществляющих уход за ребенком;

Сбор анамнеза жизни ребенка;

Получение информации о перенесенных болезнях и хирургических вмешательствах (какие и в каком возрасте);

Получение информации о профилактических прививках;

Сбор анамнеза заболевания;

Оценивание состояния и самочувствия ребенка;

Направление детей на лабораторное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи; при необходимости информирование родителей детей (их законных представителей) и детей старше 15 лет о подготовке к лабораторному и инструментальному обследованию;

Направление детей на инструментальное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

 

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

 

ПК-2 Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на раннюю диагностику заболеваний, выявление причин и условий их возникновения и развития с использованием цифровых технологий

Способен и готов

ПК-2.1 составлять план обследования детей с целью установления диагноза

 

ПК-2.2 обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования детей

 

ПК-2.3 обосновывать необходимость и объем инструментального обследования детей

 

ПК-2.4 обосновывать необходимость направления детей на консультацию к врачам-специалистам

 

ПК-2.5 обосновывать необходимость направления детей на госпитализацию

 

А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза

Направление детей на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

Направление детей на госпитализацию в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям;

Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания неотложной помощи детям;

Проведение дифференциального диагноза с другими болезнями и постановка диагноза в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

4

ПК-3 Способность и готовность к участию во внедрении инновационных методов и методик диагностики заболеваний у детей, в том числе с использованием цифровых технологий

Способен и готов

ПК-3.1 применять инновационные методы и методики диагностики заболеваний у детей, в том числе цифровых помощников врача

 

ПК-3.2 определять необходимость и целесообразность применения инновационных методов и методик диагностики заболеваний у детей с применением цифровых помощников врача

А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза

Направление детей на инструментальное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе с использованием цифровых технологий.

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

5

ПК-4 Способность и готовность к определению тактики ведения и назначения медикаментозной и немедикаментозной терапии, диетотерапии с учётом возраста ребёнка, диагноза, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи с использованием цифровых технологий

Способен и готов, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи

ПК-4.1 составлять план лечения болезней и состояний ребенка с учетом его возраста, диагноза и клинической картины заболевания

ПК-4.2 назначать медикаментозную терапию с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни

ПК-4.3 назначать немедикаментозную терапию с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни

ПК-4.4 назначать диетотерапию с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни

ПК-4.5 разъяснять детям, их родителям (законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за ребенком, необходимость и правила приема медикаментозных средств, проведения немедикаментозной терапии и применения диетотерапии

ПК-4.6 формировать у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, приверженность лечению

ПК-4.7 выполнять рекомендации по назначению медикаментозной и немедикаментозной терапии, назначенной ребенку врачами-специалистами

А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности

Разработка плана лечения болезней и состояний ребенка

Назначение медикаментозной терапии ребенку

Назначение немедикаментозной терапии ребенку

Назначение диетотерапии ребенку

Формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, приверженности лечению

Выполнение рекомендаций по назначению медикаментозной и немедикаментозной терапии, назначенной ребенку

врачами-специалистами

 

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

6

ПК-5 Способность и готовность к оценке эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии и диетотерапии с использованием цифровых технологий

ПК-5.1 анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их фармакологического воздействия на организм в зависимости от возраста ребенка

 

ПК-5.2 оценивать эффективность и безопасность медикаментозной терапии

 

ПК-5.3 оценивать эффективность и безопасность немедикаментозной терапии

 

ПК-5.4 оценивать эффективность и безопасность диетотерапии

А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности

Оценка эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей.

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

7

ПК-7 Готовность и способность к организации и участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации

А/02.8

Методами организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации

Использовать современные методы организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации

Медицинские и технические средства для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, средства и способы медицинской эвакуации.

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

8

ПК-9 Способность и готовность к участию во внедрении инновационных методов и методик лечения заболеваний у детей с использованием цифровых технологий

Способен и готов

ПК-9.1 применять инновационные методы и методики лечения заболеваний у детей

ПК-9.2 определять необходимость и целесообразность применения инновационных методов и методик лечения заболеваний у детей

А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности

Разработка плана лечения болезней и состояний ребенка с помощью инновационных технологий:

Назначение терапию ребенку с использованием инновационных технологий;

Тесты, рефераты, доклады, деловые игры, ситуационные задачи.

 

 

 

 

 

 

  •  
  •  
  • Основная часть
  •  

3.1 Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестр 8

 

 

часов

1

2

3

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

96

96

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ),

78

78

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

48

48

История болезни (ИБ)

12

12

Курсовая работа (КР)

 

 

Реферат (Реф)

6

6

Расчетно-графические работы (РГР)

 

 

Подготовка к занятиям (ПЗ)

12

12

Подготовка к текущему контролю (ПТК))

12

12

Подготовка к промежуточному контролю (ППК))

6

6

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

 

 

 

экзамен (Э)

36

36

ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

180

180

 

ЗЕТ

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
  •  

п/№

№ компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4

 

ОПК-4

ПК-1

ПК-3

ПК-4

Медицинская психология

Теоретические основы медицинской психологии.

Возрастные аспекты медицинской психологии.

Социально-психологические аспекты клинической (медицинской) психологии.

Экспериментально-психологические методы изучения психических функций.

Анализ и клинико-психологическая оценка состояния психических процессов в педиатрической практике и в психиатрии.

Медицинские аспекты психологии личности.

Психология больного ребенка. Психология болезни и лечебного процесса.

Личность и болезнь: психогенные, психосоматические и соматические заболевания.

Медико-психологические аспекты отклоняющегося поведения.

Личностные расстройства.

Невротические, психосоматические и соматоформные расстройства.

Основы отношений и коммуникации в клинике. Психология лечебного процесса в педиатрической практике и психиатрии.

Психокоррекция и основы психотерапии.

Психологические аспекты медицинской этики и деонтологии.

 

ОПК-4

ПК-1

ПК-3

ПК-7

Пропедевтика психиатрии

Предмет и задачи психиатрии.

История развития психиатрии.

Семиология.

Роль средовых факторов (биологических и социальных) в формировании психической патологии.

Значение геридитарных и конституционально-личностных факторов в развитии психических расстройств.

Этиопатогенетическая группировка психических расстройств.

Эпидемиология психических расстройств.

Разграничение психической нормы и патологии.

Типы течения психических заболеваний.

Патоморфоз психических расстройств.

Методы обследования психически больных.

Правила техники безопасности.

 

ОПК-4

ПК-1

ПК-3

ПК-4

 

Общая психопатология

Психопатологические симптомы.

Психопатологические синдромы.

Психопатологические симптомы и синдромы, наблюдаемые преимущественно в детском возрасте

Психопатологические синдромы преимущественно подросткового возраста.

 

 

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-7

Частная психиатрия

Шизофрения.

Аффективные расстройства.

Эпилепсия.

Психические нарушения при мозговых инфекциях.

Психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.

Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга (гипертонической болезни, церебральном атеросклерозе).

Психические расстройства при опухолях головного мозга.

Психические расстройства при соматических заболеваниях и общих инфекциях.

Психические расстройства позднего возраста.

Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ:

Алкоголизм и алкогольные (металкогольные) психозы.

Наркомании и токсикомании.

Реактивные психозы.

Невротические расстройства (неврозы).

Психосоматические расстройства.

Психопатии (расстройства личности).

Умственная отсталость.

 

 

ОПК-7

ПК-5

ПК-9

Терапия психических расстройств, психопрофилактика, психогигиена

Биологические методы лечения.

Психотерапия.

Трудотерапия и трудовая занятость. Психопрофилактика.

Реабилитация.

Психогигиена.

 

 

ОПК-4

ОПК-7

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-7

Организация психиатрической помощи

Правовые и этические основы психиатрической помощи.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Основные принципы организации психиатрической помощи взрослым и детям в РФ.

Организация наркологической помощи.

 

 

3.3 Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля

п/п

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

 

 

 

Л

ЛР

ПЗ

СРО

всего

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

8

Медицинская психология

2

-

12

6

20

Устный опрос, тестовые задания

 

8

Пропедевтика психиатрии

2

-

6

6

14

Устный опрос, тестовые задания

 

8

Организация психиатрической помощи

2

-

6

6

14

Устный опрос в ходе занятий, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

 

8

Общая психопатология

4

-

18

12

34

Устный опрос в ходе занятий, устный опрос во время клинических разборов, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

 

8

Частная психиатрия

6

-

30

12

48

Устный опрос в ходе занятий, устный опрос во время клинических разборов, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

 

8

Терапия психических расстройств, психопрофилактика, психогигиена

2

-

6

6

14

Устный опрос в ходе занятий, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

 

 

ИТОГО:

18

-

78

48

144

 

 

 

 

 

3.4 Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

 

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)

Семестр 8

1

2

3

 

Теоретические основы медицинской психологии.

2

 

Предмет и задачи психиатрии. Организация психиатрической службы. Основы законодательства в психиатрии. Вопросы этиологии психических расстройств. Принципы современной классификации. Общая психопатология: регистры психопатологических расстройств, понятие синдрома, психоза, продуктивной и негативной симптоматики.

2

 

Расстройства ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, интеллекта.

2

 

Расстройства эмоций, двигательно-волевой сферы, сознания и самосознания.

2

 

Эндогенные психические заболевания. Шизофрения. Аффективные психозы.

2

 

Психогенные психические расстройства. Расстройства личности.

2

 

Психические нарушения при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, соматических, эндокринных и инфекционных заболеваниях.

2

 

Психические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ.

1

 

Методы лечения психических расстройств. Основы психотерапии. Психогигиена и психопрофилактика.

1

 

Теоретические основы медицинской психологии.

2

 

Итого

18

 

 

3.5 Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

п\п

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем по семестрам

 

 

8

1

2

3

 

Личность и болезнь. Психосоматические и соматоформные расстройства.

6

 

Лечебное взаимодействие врача и пациента. Основы психотерапии. Психогигиена и психопрофилактика.

6

 

Расстройства восприятия, мышления, памяти внимания.

6

 

Расстройства интеллекта, эмоционально-волевой, двигательной сферы.

6

 

Расстройства сознания. Методы исследования в психиатрии. Самостоятельная курация.

6

 

Психогенные заболевания.

6

 

Расстройства личности.

6

 

Шизофрения, аффективные психозы.

6

 

Органические заболевания головного мозга. Эпилепсия.

6

 

Симптоматические психозы.

6

 

Врожденное и приобретенное слабоумие. Дегенеративные заболевания головного мозга. Функциональные психозы позднего возраста.

6

 

Алкоголизм, наркомании, токсикомании.

6

 

Биологические методы лечения психических заболеваний. Неотложные состояния в психиатрии и наркологии.

6

 

Итого

78

 

 

 

3.6 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.6.1. Виды СРС

№ п/п

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

1.

8

Медицинская психология:

Механизмы психологической защиты.

Реакция личности на болезнь

Акцентуации характера, опросники и проективные методы исследования личности.

ПЗ

ПТК

4

2

 

 

2.

8

Пропедевтика психиатрии:

Методы исследования психически больных

ПЗ

ПТК

4

2

3.

8

Общая психопатология:

Расстройства влечений

Суицидальное поведение депрессивных больных

Расстройства сна

ПЗ

ППК

Реф.

4

4

4

4.

8

Частная психиатрия:

Нехимические виды зависимости

Психосоматические заболевания Написание истории болезни

ИБ

ПЗ

ПТК

6

4

2

5.

8

Терапия психических расстройств, психопрофилактика, психогигиена:

Методы психотерапии

Шоковые методы лечения

ПЗ

ПТК

ППК

2

2

2

6.

8

Организация психиатрической помощи:

Вопросы этики и деонтологии в психиатрии

Юридические аспекты психиатрии

ПЗ

Реф.

ПТК

ППК

2

2

2

2

ИТОГО часов в семестре:

48

3.6.2. Примерная тематика рефератов

Семестр № 8,9

Психопатии и акцентуации характера.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд).

Гуманистические теории личности (А.Маслоу, К.Роджерс).

Социальные и реабилитационные аспекты проблемы шизофрении.

Современные методы лечения психически больных.

Внутренняя картина болезни.

Психосоматические расстройства.

Аутоагрессивное поведение психически больных

Влияние обучения на цикле «психиатрия и наркология» на развитие психологических качеств личности, необходимых будущему врачу.

Депрессии. Клинико-диагностические и терапевтические аспекты.

3.7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

3.7.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

 

№ п/п

№ семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Оценочные средства

 

 

 

 

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

 

8

Входной контроль (ВК), текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК)

Медицинская психология

Тестирование, устный опрос, тестовые задания, компьютерное тестирование

100

 

10

 

100

 

 

50

5

 

1

 

5

 

 

3

 

8

ВК, ТК, ПК

Пропедевтика психиатрии

Тестирование, устный опрос, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

20

 

5

 

5

 

 

20

 

 

1

 

1

 

5

 

 

10

 

8

ВК, ТК, ПК

Общая психопатология

Тестирование, устный опрос, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

50

 

10

 

5

 

 

50

1

 

1

 

10

 

 

10

 

9

ВК, ТК, ПК

Частная психиатрия

Тестирование, устный опрос, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

50

 

20

 

15

 

 

50

5

 

1

 

10

 

 

10

 

9

ВК, ТК, ПК

Терапия психических расстройств, психопрофилактика, психогигиена

Тестирование, устный опрос, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

20

 

5

 

3

 

 

20

1

 

1

 

5

 

 

10

 

9

ВК, ТК, ПК

Организация психиатрической помощи

Тестирование, устный опрос, решение типовых ситуационных задач, тестовые задания

10

 

5

 

5

 

 

20

1

 

1

 

5

 

 

5

 

3.7.2.Примеры оценочных средств:

для входного контроля (ВК)

Термин «наркотическое средство» включает в себя критерии:

медицинский

социальный

юридический

все перечисленные

 

 

Отличие бреда от заблуждения.

 

 

Гиперестезии свойственно…

а) потеря чувствительности

б) тягостные ощущения в различных частях тела

в) понижение чувствительности

г) усиленное чувственное восприятие

 

для текущего контроля (ТК)

Иллюзии – это…

б) гиперестезия

в) ложная идея

г) ложное восприятие реальных объектов

д) психосенсорное расстройство

 

Больной вводит наркотическое вещество внутривенно 2-3 раза в день. Стал принимать значительно большие дозы наркотика. Год тому назад наркотическое опьянение вызывало релаксацию, эйфорию, желание уединиться, грезоподобные фантазии, поверхностный сон в течение 2-3 часов. В последнее время вне интоксикации чувствует себя вялым, подавленным, неработоспособным, через 8-12 часов после последней инъекции появляются зевота, выделение слизи из носа, неприятные ощущения, боли в мышцах и суставах. После инъекции ощущает прилив сил, энергии, восстановление физического комфорта.

Вопросы:

определите предположительно вид наркомании

назовите стадию заболевания

перечислите синдромы, характерные для данной стадии

назначьте лечение

 

 

К критериям [симптомам] алкоголизма относится …

а) изменение толерантности к алкоголю

б) нарушение самоконтроля

в) психическая и физическая зависимость

г) деградация личности

д) все перечисленное

для промежуточного контроля (ПК)

К синдромам помраченного сознания относятся…

а) делирий

б) сопор

в) аменция

г) онейроид

д) кома

е) сумеречное состояние

 

У больного внезапно, без видимой причины изменилось настроение, появилась тоска с оттенком злобности, он не находил себе места, повредил себе руку, с силой ударив кулаком по стене. Через некоторое время настроение нормализовалось. Больной сожалел о случившемся.

Назовите синдром.

 

 

Задача:

1. Аспирант одного из ВУЗов готовился к сдаче кандидатских экзаменов. Много и тщательно изучал учебный материал, читал дополнительную литературу, мало спал, по совету друзей употреблял кофе, крепкий чай. После успешной сдачи экзаменов стал раздражительным, быстро уставал, аффектировался по любому поводу, родители отметили снижение памяти и внимания, рассеянность. В связи с частыми головными болями к концу дня обратился к невропатологу.

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Определите состояние больного

2. В какой синдром укладываются жалобы больного?

3. Какие дополнительные исследования необходимы для уточнения диагноза:

а) рентгенографию черепа

б) компьютерную томографию

в) электроэнцефалографию

г) изучение сосудов головного мозга контрастными веществами

д) можно воздержаться от дополнительных методов исследования

е) провести спинномозговую пункцию

 

4. Какие лечебные мероприятия необходимо назначить, чтобы улучшить состояние больного:

а) антидепрессанты

б) нормотимики

в) ноотропы

г) психостимуляторы

д) транквилизаторы, седативные препараты

е) электросон

 

 

3.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.8.1. Основная литература

 

 

Психиатрия и медицинская психология.

Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А

2014, М.: ГЭОТАР Медиа

 

2

Психиатрия

Национальное руководство

Дмитриева Т.Б.

Краснов В.Н.

Незнанов Н.Г.

Семке В.Я.

Тиганов А.С.

2012, М.: ГЭОТАР - Медиа

 

2

Психиатрия и наркология: учебник

 

Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А.

.: ГЭОТАР - Медиа

145

2

Клиническая психология: учебник

Под ред. Б. Д. Карвасарского.

2013, СПб: Питер

 

2

Аналитическая психопатология

Циркин С.Ю.

2012, М.:

БИНОМ

 

3

 

 

3.8.2. Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

 

 

 

 

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

 

Раннее выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами: учебное пособие

Марфина Н.А., Юлдашев В.Л., Пермякова О.А.

2010, Уфа: Изд-во БГМУ

50

10

 

Неврастения. Диагностика. Лечение: учебное пособие для студентов

Юлдашев В.Л., Алехин В.Е., Тимербулатов И.Ф.

2011, Уфа: Изд-во БГМУ

50

10

 

Клиническая психология и психотерапия

Бауманн Урс, Перре Майнрад

2012, СПб.: Изд-во Питер, 2012.-)

 

 

 

Практикум по психиатрии: учеб. пособие для студ. мед. институтов

Коркина В.М., Цивилько М.А., Марилов В.В., Карева М.А.

.: Изд-во Ун-та дружбы народов

49

3

 

Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. Учебник для вузов

Кулаков С. А.

2004, Издательство: "Речь" СПб

 

 

 

Лекции по психиатрии: учебное пособие.

Хритинин Д.Ф..

2011. - Серия "Учебная литература для студентов медицинских вузов"

 

 

 

Психиатрия: учебник.

Цыганков Б.Д., Овсянников С.А.

2012. - (ЭБС).

 

 

 

Суицидальное поведение (детерминанты, клиническая динамика, типология, профилактика)

Положий Б.С.

Е.А. Панченко

2016, М.:

ФГБУ ФМИЦПНим.В.П. Сербского Минздрава России

 

2

 

История психиатрии

Каннабих Ю.В.

2012,М.:

Академический проект

 

2

 

Руководство по клинической психофармакологии

Алан Ф.Шацберг

Ч.ДеБаттиста

2017, М.: МЕДпресс-информ

 

2

3.9. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

Клинической базой кафедры психотерапии с курсом ИДПО и кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИДПО являются амбулаторные и стационарные отделения ГБУЗ Республиканский клинический психотерапевтический центр МЗ РБ. Обучение студентов проводится также на базе ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер №1 МЗ РБ.

Кафедры располагают лекционными аудиториями, шестью учебными классами на 10-12 мест каждый, кабинетами заведующих кафедрами, профессора, доцентов.

Кафедры используют комнаты реабилитации и трудовой терапии, палаты во всех отделениях психотерапевтического центра, лаборатории, диагностические подразделения.

Для технического обеспечения учебной дисциплины используются 3 мультимедийных комплекса (ноутбук, проектор, экран), 10 ПК, 4 сканера, цифровая видеокамера, 5 лазерных принтеров, телевизор, видеомагнитофон, 7 мониторов, наборы видеофильмов, таблиц, слайдов, атласы, ситуационные задачи, тестовые задания по всем изучаемым темам.

 

3.10 Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Психиатрия, медицинская психология» используются имитационные технологии в виде ролевых игр, тренингов; неимитационные технологии в виде проблемных лекций, дискуссий и составляют 20% интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:

Ряду студентов предлагается имитировать клинику наркологических заболеваний с элементами диссимуляции и анозогнозии, другие студенты собирают у них наркологический анамнез и проводят клиническое обследование с целью выявления симптомокомплекса и стадии наркологического заболеваний.

  • При обсуждении вопросов профилактики и лечения наркологических заболеваний затевается дискуссия с «мозговым штурмом» в отношении введения «сухого» закона, его положительных и отрицательных последствий и выработкой более эффективных методов профилактики потребления психоактивных веществ.

 

3.11 Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

Учебная дисциплина «Психиатрия, медицинская психология» не имеет последующих учебных дисциплин и связана с итоговой государственной аттестацией в форме государственного экзамена.

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из контактной работы (96 час.), включающей лекционный курс (18 час.), практические занятия (78 час.), самостоятельной внеаудиторной работы (48 час.) и экзамена (36 час.). Всего 216 час. Основное учебное время выделяется на практическую работу по обучению студентов основам диагностики, фармакотерапии, психотерапии, личностной коррекции и реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, ознакомлению обучающихся с современными возможностями лечения и коррекции психических расстройств и принципами организации психиатрической и наркологической помощи.

При изучении учебной дисциплины (модуля) необходимо использовать знания об этиологии, законах развития психических заболеваний и освоить практические умения по оказанию неотложной психиатрической и наркологической помощи, лечению психических нарушений в условии общей медицинской практики и проведению первичной, вторичной и третичной профилактики психических и наркологических расстройств.

Практические занятия проводятся в виде опроса и проверки знаний обучающихся, демонстрации тематических больных и учебных видеофильмов, использования наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, разбора клинических больных.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (имитационные технологии в виде ролевых игр, тренингов; неимитационные технологии в виде проблемных лекций, дискуссий). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа обучающихся подразумевает подготовку к практическим занятиям и включает написание рефератов, составление истории болезни, подготовку к занятиям, тестированию, к текущему контролю и промежуточной аттестации.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «Психиатрия, медицинская психология» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРО).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для обучающихся и методические указания для преподавателей.

Во время изучения учебной дисциплины обучающиеся самостоятельно проводят курацию больного, оформляют студенческую историю болезни и представляют ее для проверки и рецензирования преподавателю.

Написание реферата, учебной истории болезни способствуют формированию практических навыков (умений).

Работа обучающегося в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Обучение студентов способствует воспитанию у них навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических особенностей патологии и пациентов. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию у студентов навыков деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимых для обслуживания пациентов с психическими заболеваниями и расстройствами поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.

Вопросы по учебной дисциплине (модулю) включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников.